Четвёртая основная идеея Духовного
мировоззрения - идея об утверждении истинности
его следующих лвенадцати фундаментальных положений.
• Высший, идеальный, Духовный мир является основой
всего бытия в этом мире. Здесь речь, в том числе,
о том, что для правильного понимания вещей и явлений
надо осознавать, что действительный мир сложен и
полон неожидонностей, и если последние пока
неизвестны нам, далеко не факт, что о них не
осведомлены другие. И получение реальных и подлинных
знаний немыслимо без изучения вещей, явлений,
процессов во всей их полноте. Догматизм, всегда
порождая знания ложные, этого сделать не позволяет.
С другой стороны, основуные причины кризисов и
страданий коренятся в ложных идеях, ложном
мировоззрении. Вот почему именно духовная сфера
настолько важна.
• Абсолютный характер высших ценностей. Так,
подлинное добро абсолютно, хотя само добро может
различаться, и в ряде случаев становится
относительным, о чём будет речь в отдельной лекции.
• Фундаментальная сложность высших форм и их
несводимость к низшим. Может ли компьютер, машина
заменить человека со всеми его чувствами, идеями,
эмоциями, чувством Красоты? Очевидно, на сегодняшний
день давать положительный ответ на этот вопрос
означает некомпетентность и профанацию. А любые
попытки "улучшить" человека внедрением электродов
либо чипов создавая таким образом якобы некие
продвинутые сетевые структуры - мошенничество с
целью отмывания денег либо превращения человеческой
личности в механизм, в раба под предлогом якобы
его "неполноценности". А это уже прямые проявления
невежества и фашизма, а конкретно - нацизма.
• Взаимосвязь и множественность пониманий и
определений любых вещей. Это связано с Океан-подходом,
о котором речь в следующих лекциях. Неоспоримо, что
разные люди и группы людей одно и то же слово или
понятие понимают по-разному. Поэтому по факту, в
ноосфере наблюдается именно множественность
пониманий и описаний, которая таким образом
фундаментальна и следствие коллективной природы
сознания.
• Все вещи и элементы окружающего мира духовны
в силу их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Духовность мира видна также в различии вещей,
проявляющемся при осуществлении выбора, нарушающего
эквивалентность и единство. Здесь имеется в виду,
что сведение окружающего мира к некой единой модели -
искусственное упрощение, которое противоречит сути
Духовного мировоззрения. Высшее к низшему несводимо.
А если мир не един, то он различен. Если понимать
"един" как сводимый к некой упрощённой или единой
схеме. Эта идея лежала в основе обсуждения физической
и фундаментальной картины мира мною двадцать лет
назад и раньше, начиная с публикации в 1985 году
статьи в итальянском физическом журнале. А много
позже уже и Хокинг писал, что вполне может оказаться,
что принцип множестивенности описаний лежит в
основе картины мира.
• Изначальная Чистота и Пустота
• Изначальная свобода выбора. Категория выбора
играет фундаментальную роль в Духовном мировоззрении.
• Взаимодействие и взаимообусловленное единство
с математическим миром.
• Фундаментальная множественность описаний.
• Концепция Духовного Пространства (основное
определение).
• Цель мировоззрения – гармония с Природой
и высшей идеальной действительностью [6];
сотрудничество, взаимопомощь и облегчение
страданий.
• Новое понимание духовности. Под духовным
знанием понимается прежде всего такое знание,
которое определяет выбор в пользу внимательного
и бережного отношения к Природе, её защиты,
восстановления и сохранения, гармонии между
каждым отдельным человеком, обществом и Природой,
а также высшим, идеальным миром. Религии зачастую
претендуют на своего рода монополию в духовной сфере.
Думаю, что подобные претензии лишены
оснований и приводят к серьёзной путанице в сути
вопроса.
Подобные заблуждения особенно активно пытались
внедрить в наше общество в 80-е годы, когда искусствено
разрушали СССР, подменяя одни бездуховные догмы другими.
С этой целью в страну ввозились тонны религиозной и
околорелигиозной литературы. Причём многие из авторов
таких произведений действительно были очень сильными
философами или писателями. Например, В.Соловьёв,
цитаты которого я привожу в "Фундаментальной картине
мира". Но и сильные философы, учёные и писатели
нередко делают серьёзные ошибки.
Теперь, когда прошло
почти 20 лет после написания мною "Фундаментальной
картины мира", я перечитал эту мою работу. Двадцать
лет - срок вполне достаточный, чтобы взглянуть на
"Фундаментальную картину мира" словно со стороны,
как бы глазами нового человека. Возможно, что-то
можно было сформулировать иначе, просто чтобы было
более понятно читателю. Но идейно, глобально, и даже
во многих деталях, я не нашел ошибок. Кроме одной,
но к сожалению, весьма принципиальной.
В Главе IV -
Духовное мировоззрение (учение о Высшем Космосе), -
сквозит весьма серьёзное недопонимание того факта,
что религии и Духовное суть не одно и то же. Иначе
говоря, непонимание реакционности религий, цель
которых скорее поддержание иллюзий укрепляющих
ложные знания, ведущие человечество в пропасть.
Я считаю это моей серьёзнейшей виной перед людьми,
которых невольно ввёл в заблуждение. Так, я писал:
"Духовное мировоззрение включает, прежде всего,
связь человека с Природой, с Высшим, Божественным.
Традиционно той сферой, которая открывает путь к
Богу, связующим звеном между миром земным и миром
высшим, духовным, а вместе с тем и пока единственной
основой, на которой зиждутся все нравственные
установки и нормы поведения, является религия,
религиозная нравственность."
В целом это было ошибкой.
Как же я мог не заметить, что в СССР у нас не было
религии, а вот нравственность была. Сегодня напротив.
Религия процветает, но нравственности нет. Так что
претензии религий на нравственность и духовность
ложные. Вместе с тем, в работе "Фундаментальная картина
мира" справедливо отмечено, что межрелигиозные
конфликты сегодня смертельны для человечества,
А "...моральные
нормы, заповеди и законы, нравственные устои,
уходящие корнями в религии, не отражают в полной
мере радикально новую ситуацию, сложившуюся за
последние полвека, регламентируя исключительно
отношения между людьми и отношения между человеком
и Богом, но не отношения между человеком и Природой."
Ведь ранее "... религиям мира не приходилось
сталкиваться с подобными угрозами ядерных конфликтов и
глобальных экологических катастроф, последствия
которых либо непредсказуемы, либо имеют однозначно
определённый исход – гибель всего человечества."
Духовное мировоззрение является следствием
естественно-научных результатов исследований и
широчайшего многообразия достижений и открытий
последнего столетия, которые, соединённые воедино,
указывают на необходимость видения и принятия во
внимание первостепенной роли высшего, идеального,
духовного мира.
Духовное мировоззрение относится в большей мере к
сфере знаний и по своим основам является более
гибким, допускающим возможность адекватного
отражения и реагирования на стремительные временные
изменения окружающей действительности и
фундаментальных представлений о ней. Вместе с тем,
эта сфера знаний (согласно определению Высшего
Пространства) включает не только представления,
во всей полноте и комплексности, о
нравственных и моральных правилах, но и систему
норм, регулирующих отношение человека
к окружающему миру Природы и необходимых для
сохранения жизни на нашей планете.
Ключ к идее Духовного мировоззрения – в понятии Высшего Пространства, на котором оно основано. Но это понятие уже по самому своему определению включает в себя все имеющиеся мировоззрения, которые не могут быть исключены или ограничены изначально. Ибо все они имеют глубокий смысл; другое дело – вопросы выбора конкретных мировоззрений.
Традиционная ошибка многих исследователей и философов состояла в том, что каждый из них пытался построить лишь собственную философскую систему, не находя целесообразным понимать и принимать во внимание остальные системы, нередко при этом жёстко и однозначно их критикуя. Подобным же образом в теоретической физике иной раз учёные рассматривают и признают сегодня зачастую исключительно свои собственные модели, не проявляя к остальным серьёзного интереса.
Возможно, такая общность нашего подхода может показаться сравнительным недостатком, поскольку очень сложно охватить взглядом слишком многое и решить проблему правильного выбора. Но Духовное мировоззрение даёт свободу выбора; правда, не абсолютную свободу, ибо оно в основе своей подразумевает существование абсолютных понятий и нравственных ценностей. С другой стороны, имеется и несомненное преимущество, заслоняющее недостатки, – мы не сможем упрекнуть себя в том, что что-то важное, или даже не столь важное, второстепенное, было упущено.
Мы видим целью нового мировоззрения прежде всего сохранение и защиту Природы и думаем, что пути достижения этой цели лежат скорее ближе к сердцу, а само Духовное мировоззрение, основанное на абсолютных ценностях, на вере в высшие идеалы и в Красоту, нельзя засорять практическими рекомендациями, которых ныне имеется в избытке, и которые позволяют человеческой личности получить те или иные практические преимущества по отношению к себе подобным. Подлинное знание, как и Красота, бескорыстны. И если мы действительно убеждены в этой фундаментальнейшей истине, на которой основываем всё наше миропонимание и которая полагает высший, духовный мир и его абсолютные ценности превыше всего, то одной этой истины достаточно.