"Час быка" Ефремова и комтемпокреативизм
Роман Ивана Антоновича Ефремова "Час быка" имеет колоссальное значение. Идеи Ефремова, наполненные высочайшей силой интеллекта, реалистичностью, конкретикой, на многие годы опередили своё время. Автор попытался донести эти свои идеи через художественное произведение. И в результате научно-фантастический роман развивает идеологию и теорию справедливого, коммунистического общества, обобщая богатейший опыт, накопленный нашей страной к тому времени. Актуальность романа со временем только возрастает. На данной страничке коротко перечисляются некоторые из основных идей романа "Час быка".
Ещё совсем недавно многие деятели говорили о потребности общества в идеологии. Но в ходе наших
совместных исследований с Д.Д.Ивненко, а впоследствии в наших совместных статьях
(Н.С.Лидоренко, В.Ю.Колосков) такая идеология была по сути построена около 20 лет назад.
Когда я писал "Фундаментальную картину мира", в редакционный Совет нашего сборника
входил В.Е.Миненко. Он внимательно читал работу, в нашем Совете мы эту работу много и плодотворно обсуждали,
и вот в ходе одного из таких обсуждений В.Е.Миненко посоветовал мне прочесть книги
И.А.Ефремова.
Так вышло, что я прочёл "Час быка" только в декабре 2020, когда основная работа
над данным сайтом была уже практически завершена. Идеологическая система, которая была
создана нами ранее, в этом году вылилась в теорию комтемпокреативизма. И,
прочитав "Час быка", я обнаружил, что трудно найти такое положение или идею теории,
которая бы так или иначе, широко или вскользь, не затрагивалась бы в романе Ефремова.
Те ли иные обсуждения романа, которые можно встретить сегодня, на мой взгляд
довольно поверхностны и определённо неполны. Чтобы восполнить пробел, ниже приведу
очень краткое содержание идей романа, в основном из цитат "Часа быка".
А по ссылке, нажав на данный текст, можно перейти к более подробным цитатам,
которые даются последовательно по ходу прочтения романа.
Краткий перечень основных идей романа "Час быка"
1. Работа историка. Ноосфера - сумма созданных человеком знаний, искусства и мечты.
2. Маска и ложь.
3. Жизнь в плохо устроенном обществе.
4. Подлинное народовластие (ср. с КТК).
5. Вера в бога, в сверхлюдей; и фашизм.
6. Проникновения в психику человека через подсознание, Гитлер, вера.
7. Манипулирование толпой.
8. Нет простонародья, толпы, правителей. Суммирование мнений через ЭВМ.
9. Нет некомпетентных людей. Принятие решений множеством учёных и Советами.
10. Управление: нет верховного правящего органа.
11. Ложь ведёт к потере знания.
12. Ступени к социализму и коммунизму - вмешательство знания.
13. О ноосфере.
14. ...абсолютны лишь в мере, а не в сравнении.
15. Ложь и испуг вызовут ответную реакцию.
16. Чувство необходимости жертвы - самое архаическое в человеке.
17. О неограниченной жестокости природы.
18. Инферно, теория инфернальности.
19. Двойное инферно для человека - для тела и для души.
20. Маркс о выходе из инферно.
21. Принципы инфернальности.
22. Мировое владычество олигархии захлопнет гробовую крышку над планетой.
23. Инферно для Природы и человека.
24. Инфернальность и смысл жизни.
25. Ступени инфернальности для историков.
26. Необходимость сложных охранительных систем при коммунизме.
27. О стремлении к власти над людьми, возвышении себя через унижение других, охранительные ПНОИ.
28. Олигархии, лжесоциализм и капитализм.
29. Мораль, духовные устои.
30. Подавление индивидуальности, человеческое стадо, библия.
31. Две фазы общества Торманса.
32. о ненаучности управления, Академия Горя и Радости.
33. Госкапитализм, монополии. Олигархия властвует лишь ради привилегий.
34. Лжесоциализм усвоил от капитализма демагогию и обещания.
35. Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина.
36. Первая страна социализма. Лучше беднее, но с большей заботой о людях, искоренить "успех", владык.
37. Для борьбы с этой системой надо научить бороться с "избранностью".
38. Абсолютная правда - полуправда, хуже, чем прямая ложь.
39. Самое прекрасное в жизни - помогать людям.
40. Способность мозга исправлять искажения внешнего мира.
41. Разрушение сказок о добрых царях, мудрых королевах, безупречных рыцарях.
42. Охранительные системы. Не допускать отклонения к прежнему.
43. Моральная ущербность "лиловых".
44. Выйти из инферно поможет знание. Только знающие могут построить охранительные системы.
45. Истинной свободы не достичь, убивая животных.
46. Скромная достаточность обустройства личных помещений.
47. Соответствие населения и ресурсов, регулировка рождаемости.
48. Главная цель всех наук одна - счастье человечества.
49. Счастье.
50. Трудным и сложным путем, осилить который мог лишь коллективный разум планеты. Обдумывание сообща, понимание и правдивая информация. Компьютеры. С помощью этих же машин тщательная сортировка людей. Коллективное и индивидуальное.
51. Не допускать единой мирового олигархии.
52. Оружие без знаний и цели принесёт лишь временную анархию. Хрупкость олигархической системы.
53. Необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма.
54. Учёные не должны становиться убийцами.
55. В олигархии чем выше класс, тем больше в нём убийц.
56. Меры против учёных, которые становятся убийцами.
57. О стреле Аримана. Нарушение равновесия оставляет в основном вредные виды.
58. Теория предвидения, подобно математическому расчёту.
59. Группа людей, обладающих знанием, силой и верой.
60. Действительность свободы.
61. Об ошибках Фрейда.
62. От веры в диктаторов, богов и мистицизма - к вере в человека.
63. Обращение к здравому смыслу людей.
64. Чем больше людей, тем больше выбор умов. Индивиды и стадо.
65. О тенденции увеличения некомпетентности правящих кругов.
66. Отношения в обществе: Возраст и звание не имеют значения.
67. О ненависти тиранов к людям, самовольно уходившим из жизни.
68. Когда объявляют себя единственно - и во всех случаях - правым.
69. Средства духовной ломки: террор, голод, образование, вещизм.
70. Чтобы развалить основание пирамиды, надо дать знания именно нижним слоям.
71. На высоком уровне техники без высокой морали, куда более важной, чем материальное, нельзя перейти порога, не самоуничтожившись.
72. Этот порог снимает тотальная олигархия, но тогда не выйти из инферно.
73. Чтобы найти путь из инферно, прежде нужна Мера, а не Вера.
74. Один человек без помощи учёных управлять планетой не может.
75. Продвижение на чинах и званиях неизбежно порождает некомпетентность.
76. О ноосфере и её загрязнении. Элита не может выйти из ноосферы.
77. Учёные могут загрязнять ноосферу однобоким мышлением.
78. Стремление владычествовать, возвышаться - самый тёмный инстинкт.
79. О Стреле Аримана = тенденции плохо устроенного общества умножать зло и горе.
80. Ложь как главное бедствие, разъедающее человечность.
81. О необходимости предохранительных систем против лжи и клеветы.
82. Превращение закона Финнегана в Стрелу Аримана.
83. Подлинный прогресс - это есть подъём из инферно.
84. Фигурировали только вещи и исключались духовные ценности.
85. Сделать назло, выместить свое унижение на соседе...
86. Стрела Аримана разила без промаха, необоснованные перемены.
87. Критика неравенства распределения, денежной системы оплаты.
88. Обязательное стремление обойти, опередить, других людей.
89. В короткой жизни не имело смысла копить деньги, беречь вещи.
90. Покорные толпы — опора олигархии.
91. Там, где люди сказали себе: «Ничего нельзя сделать», — знайте, что Стрела поразит все лучшее в их жизни.
92. Стремление к власти, Стрела Аримана.
93. Лишь крайняя необходимость может оправдать мучения высших животных.
94. Чем выше у нас стоит человек, тем меньше работает.
95. Ученые много занимались отрицанием, уничтожая то, чего якобы не может быть.
96. Три первые великие ступени восхождения из инферно.
97. Высшая ступень бесстрашия: самоконтроль, знании, осторожность.
98. Первые шаги выхода из инферно.
99. О мещанах: умеют только брать, в ущерб другим, ничего не отдавая. 100. Кто хочет только брать, всегда против «сдерживающих сил». Бороться можно только уничтожая любые привилегии и олигархию.
101. Кабинеты совести, куда приходили люди оценить свои поступки.
102. Ложная вера, что достичь заслуг можно без длительного служения и борьбы.
103. О трёх испытаниях.
104. Вера в верховное существо была наивным пережитком.
105. Только человек обладает правом судить природу.
106. Нельзя уничтожать зло механически. Надо балансировать борьбу...
107. Искоренять вредоносных людей можно с очень точным прицелом.
108. Неустойчивость общества - при малейшем потрясении валится вниз.
109. Противостоять разлагающей мощи подкупа, демагогии и веры в фетиши.
110. Материальная бедность не гибельна и найдёт выход в духовном богатстве.
111. Неравенство распределения не последняя беда, если только правители не сохраняют положение через духовную нищету народа.
112. В борьбе следует применять средства лишь допустимые, без лжи, убийства.
113. Фактор отражения, здесь тоже три шага: отрешение, сосредоточение, явление познания.
114. Если народ не поймёт ваших целей, вы сами станете олигархами.
115. Три Шага к настоящему обществу: закон, истинно общественное мнение, вера людей в себя.
116. Коммунистическое общество может существовать только как слитный поток.
117. Больше 500 слов о любви, 300 отмечающих оттенки страсти.
118. Всё рассматривается с точки зрения материального достатка.
119. Олигархи, отрицая духовные силы человека, скрывают от людей их духовные способности. Это делает и религия.
120. Критика науки: осколки знаний, привилегии, вся наука в столице.
121. Наука в основном лишь для контроля общества.
122. Чем древнее народ, тем больше в нем негативного опыта.
123. Привязанность собаки служит опорой, убеждая, что и они для кого-то высшие существа.
124. В обществе олигархии зачастую считают бесполезным развитие науки.
125. Наука не сумела даже выяснить смысл существования человека.
126. Ни одно из открытий, ни один из величайших законов не окончательны.
127. Нельзя играть с природой, пользуясь ограниченными научными данными. Рулетка.
128. Наша задача — найти выход из игорного дома природы.
129. Наука должна стать не верой, а моралью общества. Жажда знаний должна заменить жажду поклонения.
130. Главным недостатком науки является небрежение к человеку.
131. Даже самые важные научные теории духовно-морально на уровне каменного века.
132. Существование психической атмосферы планеты, Вернадский, ноосфера.
133. Ещё одна идея Вернадского.
134. Предельное количество массы жизни, могущей существовать на планете.
135. О ноосфере надо заботиться больше, чем об атмосфере.
136. Биологическая наука - на подавление внутренней свободы в целях создания толпы.
137. Появилось много «нелюдей», им были доверены наука и надзор за настоящими людьми и природой.
138. Призывая к возвращению в природу, забывают, что под каждым цветком - змея. Но и другая крайность.
139. Единственный критерий ценности науки - каждый шаг направлен на уменьшение страданий, подъём из инферно.
140. Опасаться изощрённых дискуссий и излишней детализации определений.
141. Математика нужна только на своем месте, очень узком.
142. Пренебрежение к человеку и природе, три неверия.
143. Считающие себя познавшими истину, ограждают себя тем же суеверием.
144. Только технология и узкий профессионализм далеки от подлинной науки.
145. Синтетическое познание и просвещение народа - основные столпы науки.
146. Наука: ни один закон не является окончательным.
147. Семья в коммунистическом обществе не уничтожена, но расширена до целого общества.
148. Люди, разрушив равновесие природы, принялись за человеческую психику.
149. Отсутствие благодарности, «Мир — для меня» - главная ошибка в воспитании.
150. Войны лишь создают условия для большего возвышения олигархов, привилегий и угнетения. Бесполезные муки, бесполезные смерти…
151. Общество будущего: радость и счастье.
152. Свобода - не в правах на низкие поступки. Где они, эти мнимые враги?
153. Две крайности: убийство населения и принудительный его рост.
154. Попытка полной замены людей машинами окончилась крахом.
155. «Чем беднее планета, тем больше разрыв в привилегиях и разобщение».
156. Ученые владыкам помогали во всём...
157. Бейтесь за ясность и чистоту слов.
158. Дороги к правде, величайшая важность меры.
159. Мечта о мере, Академия Горя и Радости.
160. Не настаивайте на точности истин, помните об их субъективности.
161. Как приобрести личную непобедимость в борьбе со злом.
162. Плохая работа бьет по беззащитным людям, не по угнетателям.
163. Богиня и фея.
164. Привилегий в науке... как могли продавать себя могучие умы планеты...
165. Высшие загадки бытия требуют иного вооружения, чем только расчет и эксперимент»…
166. Необходимость дополнить метод внешнего исследования интроспективным методом Востока, полагаясь только на собственные силы человеческого разума.
167. Пуанкаре, цели науки, выбирайте только то, что ведёт к счастью, людей.
168. Самое трудное в жизни — это сам человек.
169. Вершина культуры - не физико-математическая наука, а история.
170. Нет замкнутости, есть разворачивающийся в бесконечность геликоид.
171. Получение мыслящего существа скручиванием спирали эволюции.
172. Скручивание спирали, необходимости внешней дисциплины.
173. Если вместо скручивания спирали общества будет идти разброс...
174. В науке… незрелым открытиям вы придаёте надуманную важность.
175. Главная цель — охрана покоя, радости и творческой работы людей.
176. Не совершайте насилия. Нельзя вместо светлой мечты посеять ненависть и ужас. ...изображая бога, наказующего без разбора правого и виноватого, — самое худшее изобретение человека.
177. Чем сложнее структура общества, тем легче оно может обрушиться в инферно.
178. Мысли, поступки и мечты должны уменьшать страдания и увеличивать свободу.
179. Как уютен наш дом и чего стоило его создать. Но все это как тонкий занавес...
180. Помогать подыматься из инферно - назначение художника.
181. Соблюдение в обществе третьего закона Ньютона: действие равно противодействию.
182. ...сделали это сами, только они сами могли подняться из инферно.
183. Уметь различать людей и пресекать в корне все причиняющие зло действия.
184. Ничего нет более могучего, чем люди, соединенные доверием.
Ефремов (интервью)
185. Писатель обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества.
186. Ошибки Фрейда ведут к отрицанию возможности построения высшего общества.
187. Ошибки наших некоторых молодых писателей-фантастов.
188. Представлялось необходимым что-то противопоставить утопиям и «антиутопиям».
189. Уже сегодня мы можем представить... общество в далеком будущем.
190. Тенденция в научной фантастике рассматривать будущее в мрачных красках.
191. ...показать выход из грозных ловушек, которые готовит будущее. А у авторов "антиутопий" выхода нет.
По настоящей ссылке можно перейти к более подробным цитатам,
которые даются последовательно по ходу прочтения романа.
1. Учителя и историки как самые важные и престижные профессии
В романе неоднократно говорится о важности образования, самодисциплины, воспитания человека нового общества.
История же необходима, чтобы уберечь от повторения ошибок, которые на каждом шагу допускают мало образованные политики.
2. О принципиальной ошибке западной философии
По Ефремову, такие западные философы как Фрейд, Ницше и другие, сводили всё к неким животным инстинктам, что оказало крайне негативное влияние на развитие обществ, поскольку подлинные источники человеческой радости в том, чтобы помогать людям и приносить пользу обществу га пути к осознанной, разумной и справедливой цели.
3. О необходимости жёсткой самодисциплины и контроля общества
По Ефремову, люди, которые испытывают радость или потребность в самоутверждении путём унижения других, самовозвышении, привилегиях, званиях, должны быть лишены возможности взаимодействовать с обществом и другими людьми, тем более если такие люди на значимых должностях.
4. Об охранительных системах общества
Важнейшее значение в своём романе И.А.Ефремов придаёт охранительным системам. Это стратегическая идея, по понятным причинам не всеми замеченная. Охранительные системы - такие системы, которые бы защищали общество от разрушения, а также от людей, которые, ввиду прочно укоренившихся исторически инстинктов, испытывают потребности в унижении других либо в обогащении. И кроме того, стандартные функции таких систем в защите от природных катаклизмов и аварий на высокотехнологичных предприятиях и сложной техники.
В основе учения Будды лежат четыре Благородные Истины. Первая – Истина страдания: мир полон страданий. Вторая – Истина источника страданий: причина страданий в заблуждениях и неведении. Третья и – Истина пресечения страданий, утверждающая возможность избавления от страданий (для того, чтобы избавиться от страданий, необходимо устранить причины) и Истина Пути, которая даёт путь устранения причин, прежде всего связанный с постижением Пустоты как отсутствия самодостаточного независимого существования и отсутствия истинно существующего и самосущего бытия всех явлений.
Ефремов стоял на позициях, более близких к теории Дарвина, и был, очевидно, знаком и с учением Будды. Поэтому его интерпретация несколько иная. Он говорит о мире горя и страданий в процессе жесточайшей эволюции, и далее переходит к страданиям в плохо устроенных человеческих обществах - капитализме, олигархии и лжесоциализме, который он приписывает Китаю. Здесь И.А.Ефремова можно покритиковать, поскольку КНР сегодня как раз демонстрирует справедливое социалистическое общество, тогда как невежественные горе-вожди СССР по сути угробили нашу страну, перечеркнув колоссальные жертвы и все усилия, человеческие жизни, память, судьбы, героические поступки, которые ради построения справедливого общества были затрачены. Причём эти алчные и агрессивные в своём невежестве люди сделали это как раз в тот исторический момент, когда развитие ЭВМ и иных технологий позволяло совершить невиданный рывок в будущее.
И вот, этот мир страданий людей и Природы И.Ефремов и называет инферно. Он предлагает некоторые пути выхода из инферно, развивая также в этой связи концепцию ноосферы.
6. Критика современной науки
Очевидна бесплодность или бесполезность для людей, для общества такой науки, которая лишена развития и жёстко ограничивается нелепыми и противоречивыми догмами, подобно религиям, в угоду определённым интересам, нередко криминальным, а зачастую и вовсе без всякого смысла.
Ефремов обрушивается с жёсткой критикой на такую, мягко говоря, несправедливую и неоправданную, неэффективную для общества и страны систему науки, где одних распирает от важности, вне зависимости от реального вклада или заслуг, важно только звание иметь, другие влачат жалкое существование, боясь что-либо изменить в закостенелой догмами науке.
И что ещё очень важно, И.А.Ефремов говорит об ограниченном применении любых теорий, которые современная наука зачастую превращает в догмы, о том, что любые понятия лучше описывать вне жёстких рамок определений и предвзятых схем.
7. О значении вычислительных машин, или компьютеров
О чудовищно непростом пути выхода из инферно: "Справиться можно трудным и долгим путём, осилить который мог лишь коллективный разум планеты: обдумыванием сообща и признанием правоты на основе понимания и правдивой информации. Это стало возможным лишь после изобретения компьютеров - счётных машин. С помощью этих же машин была осуществлена тщательная сортировка людей."
Такая техника открывает огромные возможности для справедливого общества (Китай), при том что для несправедливого - это только средство подавления и контроля, то есть прямо противоположное. В своё время Хрущёв называл кибернетику "падшей девкой капитализма". Не удивительно, ведь мощная вычислительная техника позволила бы отсортировать и вычистить всех подобных руководителей со своих не по недоразумению занимаемых тёплых мест, а сами тёплые места, чрезмерное расслоение общества, ликвидировать.
8. О путях выхода из инферно
Вопрос на самом деле чрезвычайной сложности, н даже здесь И.А.Ефремов предлагает некоторые рекомендации. Прежде всего, он говорит, что плохо устроенные общества - капитализма, олигархии и лже-социализма построены по типу пирамиды, устойчивость которой в её основании. А потому мало что можно сделать, воздействуя или меняя вершину, а вот основание можно разрушить лишь дав людям знания, устраняя неведение, невежество, заблуждения - по сути то же, что предлагает Будда.
Другой способ - это путь самосовершенствования, когда, вместо того, чтобы пытаться изменить других людей и окружающую среду, предлагается познать свой собственный внутренний мир, а затем и изменить себя. На эту тему можно поискать в других романах Ефремова.
9. Война с идеологией потребительства
Недостаток марксизма, причем чудовищный его недостаток, который наряду с другими ошибками привёл к краху СССР - это популистский лозунг "Каждому - по потребностям". И вот этот акцент на потребности, а иначе говоря, потребительство, разрушителен и убийственен для общества будущего, а нам надо основывать идеологию на нашем огромном опыте развития, а не втискивать идеи в прокрустово ложе ошибочных лозунгов, которые к тому же лишили развития невежественные чиновники.
Автор "Часа быка" справедливо относит инстинкты собственничества, вещизма и тому подобные пережитки к звериным инстинктам прошлого, которые необходимо в человеке просто сознательно преодолеть, только тогда справедливое общество может быть построено. То есть вещи нужны лишь как необходимые средства достижения целей, не более.
10. Об увеличении риска скатывания в инферно по мере построения справедливого общества
Эта колоссальная по значимости и гениальности идея Ивана Антоновича Ефремова - своего рода аналог не менее гениальной идеи о возрастании классовой борьбы по мере построения социализма, после узурпации власти отвергнутая недоучившимися горе-вождями, которые и раскрыли себя представителями того самого враждебного обществу класса - класса паразитов, которые планомерно превращали страну в сырьевой придаток, намеренно лишили её научного развития и технологий, убили в людях веру, "разоблачив" несуществующие грехи прежних руководителей, а затем и разрушили общественный строй и страну, совершив государственный переворот. Сказать, что после 1953 в СССР не было социализма и не было справедливого общества, всё же не правильно, но была ожесточённая борьба между лучшими представителями общества и находившимся на многих ключевых постах классом паразитов, которых в хрущёвский период становилось всё больше. Не случайно они так яростно писали доносы, чтобы запретить выход книги и экранизацию "Часа быка". Боялись, сработают ефремовские охранительные системы, которые со временем вполне могли бы запустить, и тогда все эти деятели быстро были ы выметены со своих мест, куда они по большому недоразумению попали.
Порой приходится сталкиваться с мнением, что виноваты самые обыкновенные люди, сознательность которых якобы не доросла, чтобы справедливое общество можно вообще было построить. Нельзя с этим согласиться. И сознание было, и общество справедливое было. Просто люди не могут не распознать подлеца, находящегося при власти. Вот после 53-го года и утратили веру многие, ибо видели либо чувствовали, что же на самом деле происходит. "Чем сложнее структура общества, тем легче оно может обрушиться в инферно." А потому, чем дальше, тем больше необходимость охранительных систем.
11. "Час быка" о религиях
"Подавление индивидуальности сводит людей в человеческое стаадо, как это было в тёмные века Земли, когда христианская церковь фактически выполнила задачу сатаны, озлобив и сделав убийцами множество людей. К несчастью, главной религиозной книгой наиболее техничной и могущественной из прошлых цивилизаций - белой - была библия, наполненная злом, предательством, племенной враждой и бесконечными убийствами."
В книге "Час быка" есть также такие слова: Жажда знаний должна заменить жажду поклонения". И в заключительной сцене есть слова героини: "Не совершайте насилия. Нельзя вместо светлой мечты о Земле посеять ненависть и ужас в народе. Не помогайте тем, кто пришёл убивать, изображая бога, наказующего без разбора правого и виноватого, - самое худшее изобретение человека!"
12. О действии третьего закона Ньютона в справедливом обществе
На каждое неправедное, несправедливое действие, по законам общества, описанного в "Час быка", немедленно следует обратная равная по силе реакция. В обществе будущего из романа Ефремова действуют вполне жёсткие законы высочайшей степени гуманности общества. И не один раз напрямую говорится о необходимости соблюдения в обществе третьего закона Ньютона - "действие равно противодействию", а "не надеяться, как в прежние, тёмные времена на высших сил и богов".
| |
|