В других разделах можно встретить утверждение, что на самом деле категории Высший Космос и высшее пространство это по сути одно и то же, просто термин Высший Космос возник позже, во время нашей совместной с Н.С.Лидоренко работы над сборником к 100-летию Д.Д.Иваненко. Вместе с тем, имеются и некоторые отличия.
Высший Космос - это весь реальный окружающий нас мир, вместе со всеми знаниями, мыслями, описаниями и высшим, идеальным миром. В "Фундаментальной картине мира" даётся следующее определение. Категория Высший Космос "изначально включает в себя всё, что может быть предметом или результатом мыслей, эмоций, чувств, ощущений, слов; а также любых возможных наших действий и состояний, осознания, воображения, интуиции, научного познания, трансцендентного постижения. Таким образом, оно содержит в том числе и все элементы окружающего нас мира, и весь этот мир, и всю Вселенную."
Это и есть основное определение Высшего Космоса (высшего пространства) – определение, которое понимается
не только в математическом, но в обобщённом смысле, потому что мы имеем дело не
просто с исключительно математическими объектами, но с предельно общей
категорией высшей сложности. Для описания таких сложных объектов
требуется не одно, но бесчисленное множество различных дополняющих друг
друга определений (систем определений) одного и того же объекта,
подобно тому как действительность описывается не одной, а бесконечным
множеством наборов моделей и систем описаний. Эти определения представляют
собой взаимно связанные наборы языковых слов, посредством которых основной
определяемый объект отображается путём задания некоторых соотношений и
связей с другими объектами.
Высшее же пространство - это скорее попытки описания, это скорее геометрии. В описании присутствует мера и строятся системы описаний, утверждается фундаментальная и неустранимая множественность описаний и систем описаний, но в результате получается единая картина. Единая, если полагать, что мир фрактален, голографиен, а все объекты в этом мире взаимосвязаны и взаимозависимы.
Но в силу действия законов отрицания отрицания и единства и борьбы противоположностей, единство мира дополняется его противоположностью, различием, и мы в своё время, когда говорили, что "мир не един, он различен", полагали также, что в этом различии одно из проявлений его духовности...
С позиций Океан-подхода, можно и следует дать множество взаимно дополняющих данное выше определение этих двух категорий, несколько из которых я приведу здесь.
Определение 1. Высшее Пространство понимается как
пространство, геометрия которого является множеством наборов геометрий,
порождаемых всеми возможными преобразованиями следующего вида:
x’=x’(F;{x;t;v;u;w;y;z;…;P;L;x(i,k);g(i,k);Г;T;R;…;e;m;[q];θ;…;Ф});
t’=t’(F;{x;t;v;u;w;y;z;…;P;L;x(i,k);g(i,k);Г;T;R;…;e;m;[q];
θ;…;Ф});
v’=v’(F;{x;t;v;u;w;y;z;…;P;L;x(i,k);g(i,k);Г;T;R;…;e;m;[q];θ;…;Ф});
…
Ф’=Ф’(F;{x;t;v;u;w;y;z;…;P;L;x(i,k);g(i,k);Г;T;R;…;e;m;[q];θ;…;Ф});
F’=F’(F;{x;t;v;u;w;y;z;…;P;L;x(i,k);g(i,k);Г;T;R;…;e;m;[q];θ;…;Ф}).
Смысл входящих в эти преобразования координат-элементов обсуждался
во Введении и Главе I "Фундаментальной картины мира".
Определение 2.
F-определение
:
первый вариант
(F-определение понимается как определение, основанное на описываемом здесь объекте
F). Пусть, прежде всего,
F есть некий фундаментальный источник духовного
происхождения, который мы называем также духовным миром и который может
проявляться как отражение в сознании отдельных людей, коллективов и
цивилизации в целом в форме духовной, культурной, научной, эмоциональной
или другой жизни и опыте, включая все возможные представления о
духов-ном мире и вере, в том числе и противоречащие друг другу
представления, так что никаких ограничений принципиально не допускается.
Пусть, далее, {X} есть множество наборов всех возможных
математических объектов, категорий, моделей, геометрий, теорий, и
SF:
(E:{X};
S:F,{F},{C})
есть категория, включающая два дополняющие друг друга класса, две
сложные компоненты: экзистенциальную
E и духовную
S. При этом {F}и
{C}
есть, соответственно, множества всех возможных наборов отношений
эквивалентности на
SF и
отношений выбора, порождающих дополнительную структуру и нарушающих
эквивалентность. Тогда категория
SF называется Высшим Пространством.
Определение 3.
F-определение: второй вариант. Данное определение имеет в
своей основе схему более общую по сравнению с предыдущей схемой:
(E:{X}; S:F)
При таком подходе не рассматриваются отношения эквивалентности и выбора
в явном виде. Хотя они, как и множество других вещей, являются составным
элементом Высшего Пространства, но не выводятся в этом случае на первый
план.
Определение 4.
F-определение: третий вариант. В самом общем случае,
можно не разделять и (или) не различать даже экзистенциальное и духовное,
строя определение по фундаментальной схеме «(Ф)» . Здесь Ф есть сложное
понятие, включающее в себя, как и в первом варианте определения, весь
бесконечный опыт и знания, в том числе и концепцию Высшего Пространства.
Ф – самое общее многообразие, представленное всем, что может быть
предметом любых мыслей, ощущений, взаимодействий, включая явления
высшего порядка (это, кстати, близко к первоначальному нашему
определению).
Определение 5. Пусть существует множество, составленное из
различных геометрических схем Gi.
Тогда верагеометрия (VG), или геометрия пространства-веры, или
Пространства-Духа (это исторически первые названия геометрии Высшего
Пространства), есть множество всех возможных наборов геометрий:
VG={{U}Gi}={(Gi1,Gi2,…,Gis)
| s,i1,i2,…,is=1,∞}
При этом все индексы могут принимать значения от 1 до ∞, а знак U
означает объединение геометрий, включающее их взаимодействие друг с
другом с образованием из них новых, синтетических, обобщённых геометрий.
Кроме уже существующих геометрий, рассмотренных позднее в этой работе в
специальном обзоре из двадцати двух пунктов, возможно, очевидно, и
бесконечное множество других, что также подразумевается данным
определением. Новые геометрии могут быть получены не только на
принципиально новой основе, но и посредством взаимодействия уже
имеющихся, как это происходит в следующих примерах: бозонные и
фермионные симметрии приводят к суперсимметриям, теория тяготения на
искривленном пространстве и модели прямого электромагнитного
взаимодействия дают теории прямого гравитационного взаимодействия.
Преобразования координат, которые ставятся в соответствие геометрии
пространства-веры, записываются таким образом:
X’=X’
(X,V) ; V’=V’
(X,V) ;
здесь один из основных элементов есть Faith (вера),
которая не имеет отношения, конечно, к религии, но выражает свободу выбора, степень произвола в теории и которая,
в частности, может иметь статус координат. Она обозначается символом
V, а другие координаты-объекты обозначены X.
Сформулировав определения 1 - 5, затем можно приближённо определить матрицу
параметров π(I;k), описывающих меры значимости тех или иных определений. Здесь индекс I может принимать значения от 1 (Высший Космос) до 2 (высшее пространство), тогда как индекс k изменяется от 1 до 5 и соответствует номеру определения. Значения π, по их смыслу, могут меняться непрерывно в диапазоне от 0 до 1.
Значения π здесь приводятся условно, сложно и лишено смысла
определять их точно, для их описаия лучше использовать нечёткие (пушистые)
множества, но для простоты можно определить их, например, так:
π(1;k) = (0,3; 0,4; 0,5; 0,9; 0,2);
π(2;k) = (0,7; 0,7; 0,5; 0,4; 0,5).
Надо сказать, что в работе "Фундаментальная картина мира", после описания категории Высшего пространства, следует раздел "Высший Космос как пространство реального мира, и затем - Глава IV, которая называется "Духовное мировоззрение (учение о Высшем Космосе)". Основой учения устанавливаются четыре основные идеи.
Первая идея констатирует глобальный экологический и духовный кризис современной потребительской цивилизации. Вторая идея устанавливает причины кризиса - ложное мировоззрение, заблуждения, неведение, с дополнением идеи о двойственной природе причин кризиса (выработано совместно и Н.С.Лидоренко и И.С.Головниным, собственно ими эта идея о двойственной природе и была предложена). Третья основная идея учения утверждает возможность устранения причин глобального кризиса и как следствие принципиальную возможность достижения основных целей учения о Высшем Космосе.
Четвёртая основная идея учения - это утверждение истинности его двенадцати фундаментальных положений, они свормулированы здесь в специальной теме.
Теперь, что очень важно, фундаментальной основой учение является и определение целей учения о Высшем Космосе. Эти цели были сформулированы мною совместно с Н.С.Лидоренко и описаны в отдельной теме. Приведу фрагмент нашей работы (Н.С.Лидоренко, В.Ю.Колосков, "Космос, время, энергия и наука будущего", 2007):
"...неизбежно приходим к такой науке, в которой на первом месте - вопросы морали, цели, смысла. И обобщение понимания единства времени и пространства до концепции Высшего Космоса привело к новой картине мира, новому мировоззрению, основанному на единстве множества объектов, категорий разной природы, вплоть до самых высоких уровней сложности, к новым требованиям к мировоззрению и науке, которые должны быть моральными, иметь предназначение и смысл.
Причём эти цели науки, цели познания - защита человека и Природы, творчество, преодоление идеологии потребительства, гармония, Красота. Потому что такая новая наука первостепенные проблемы, стоящие перед человечеством, такие как энергетический и экологический кризисы, игнорировать не может.
Необходимо говорить и о персональной ответственности ученых за результаты своих исследований и действий, соответствуют ли они целям познания, либо служат порабощению людей и уничтожению Природы, разрушения экологическго равновесия.
Всё это подтверждает слова А.Пуанкаре о новой, духовной эпохе. Эпохе, в которой цели познания - забота о Природе и человеке. Только такой, и не иной, и может быть подлинная наука - наука современная и наука будущего."
Следующие определение категорий Высший Космос и высшее пространство получается объединением пяти данных выше определений, с добавлением трёх первых основных идей учения и его основных целей.
Наконец, ещё одно определение получается добавлением к предыдущему определению четвёртой основной идеи.
Определим теперь (условно) величины π для последних двух определений. Индекс n принимает значения от 1 (первое из этих определений) до 2 (второе из определений), а фигурные скобки означают, что рассматривается объединение всех пяти определений 1 - 5.
π(1;{k};n) = (0,95; 0,8);
π(1;{k};n) = (0,7; 0,5).