В начале XX столетия наука давала указания на установление нового знания,
основанного на фундаментальной внутренней связи с духовным миром. Эта духовная
линия в науке проводилась рядом выдающихся мыслителей России, тогда как
один из основоположников современной картины пространства-времени А.Пуанкаре
в своей лекции в 1910 году перед берлинской аудиторией заявил, что
«быть может, мы стоим у критической, у всемирно-исторической черты новой
духовной эпохи». Эти слова Пуанкаре, по сути провозгласившие начало
новой, духовной науки, становятся сегодня особенно актуальны.
Однако к настоящему времени представления о пространстве и времени
претерпели существенные изменения.
Один из основоположников тех идей и представлений, Анри Пуанкаре, видимо,
в наиболее полной мере понимал фундаментальную роль соглашений, и именно
этому выдающемуся ученому, в отличие от многих других, была в наибольшей
степени свойственна осторожность в принятии столь радикально новых взглядов.
В нашем сборнике “Современные проблемы физики”, посвященном памяти Д.Д.Иваненко
и опубликованного в журнале “Специальные исследования пространства”
[том 10 за 1996 год, статья “К истории развития концепции пространства-
времени в начале XX века”], где, наряду с множеством любопытных исторических
фактов, говорится также о лекции Пуанкаре, посвященной новой механике,
в марте 1910 года перед Берлинской аудиторией в обществе “Урания”.
Представляются чрезвычайно важными воспоминания одного из слушателей этой
аудитории, берлинского литератора А.Мошковского [“Беседы...”, Москва,
Раб.просв., 1922], который описывал эту лекцию такими словами:
“... выдающийся физик и математик Анри Пуанкаре объявил лекцию, которая,
впрочем, собрала довольно скромную по количеству присутствующих аудиторию
в помещении института “Урания”.
Я как сейчас вижу его перед собой... он определённо заявил, что, быть
может, мы стоим у критической, у всемирно-исторической черты новой
духовной эпохи”. И далее: “Он упорно подчёркивал свои сомнения, ...
он как будто цеплялся за надежду, что излагаемое им новое учение всё-таки
оставляет открытым путь к отступлению”.
Из текста доклада Пуанкаре отчётливо видна осторожность в предсказании
дальнейшей судьбы новой теории: «Вы видите, в какой степени косвенны
доказательства новой механики, и в какой степени ощутима нужда в прямых
экспериментальных подтверждениях», – этими словами он закончил лекцию
[Пуанкаре А. Новая механика. Эволюция законов. М., Изд. совр. Пробл., 1913].
О какой надежде Пуанкаре здесь может идти речь? Быть может, учёный уже тогда
пришел к выводам, в какой-то мере аналогичным нашим? По крайней мере, это,
вне всякого сомнения, могло быть объяснением и желанности “пути к отступлению”,
и надежды на серьёзные экспериментальные подтверждения теории.
Потому что в таком случае для Пуанкаре это была бы надежда, на самом деле,
не на “путь к отступлению”, а, возможно, надежда на что-то такое, перед чем
даже излагаемое им новое учение, это одно из самых выдающихся научных открытий,
которые знала история, несмотря на всю его значимость, могло бы померкнуть,
не выдержав сравнения, подобно свече на фоне яркого Солнца.
В любом случае, не о формальной стороне полученных им преобразований
мог думать учёный,
говоря о новой, уховной эпохе, и не о сокращении времени в летящем с большой
скоростью корабле. Духовная эпоха - это духовный мир, а это, неоспормо, не
просто формулы и показания часов.
Попытаемся представить теперь, что мы живём в начале XX века. Мы сделали в основном те выводы, о которых говорится в данной работе; их на самом деле можно было сделать уже в то время, поскольку эти выводы были подготовлены и могли быть сделаны исходя только из кинематических соображений и при принятии важности соглашений.
Но чем мы сможем, помимо тех логических умозаключений, которые позволили прийти к новой концепции, подтвердить правильность наших выводов, правильность нашего нового миропонимания, правильность подхода, основанного на преобразованиях ФРК?
Наиболее действенным научным подтверждением, очевидно, могло бы стать получение конкретных, частных случаев преобразований ФРК. Преобразования Лоренца и Галилея - это уже известные два частных случая, но должны быть и другие; и если они будут найдены и проверены экспериментально, то на начальной стадии развития новых идей трудно было бы желать лучшего подтверждения.
При этом мы осознаём всю сложность таких предполагаемых новых моделей. Эта сложность проявляется и в недостатке нашего воображения, что сильно мешает нам осознать смысл новых подходов; сложность и в чрезвычайной трудной доступности экспериментальных подтверждений, и, кроме того, это высокая степень сложности самого математического аппарата. Но как раз именно поэтому каждое такое новое подтверждение было бы тем в большей степени ценным, чем с большими трудностями предстоит столкнуться при его поиске.
И действительно, такие подтверждения были получены, причем само их появление во многих случаях было обусловлено экспериментальными открытиями. Сегодня остаётся благодарить историю за то, что она на протяжении всего XX века то и дело с неиссякаемой щедростью преподносила столь ценные подарки, как открытие квантовой теории, суперсимметрий, новых теорий объединённых взаимодействий, теорий твисторов, высших измерений и струн, и многое другое. Об этом говорилось выше, в разделе “Преобразования ФРК: Пространство, время, геометрии, модели. Обзор научных работ” с соответствующим кратким списком литературы.
Д.Д.Иваненко, Н.С.Лидоренко и В.Ю.Колосков доказали, что эти изменения и дополнения, при естественном и единственно допустимом, однозначно вытекающем из совокупного множества данных современной науки логическом обобщении, приводят с необходимостью к фундаментально, качественно новой, духовной картине пространства, что является современным воплощением идей Пуанкаре.
Ссылки и тексты некоторых статей на наших сайтах.
Вот ссылка на страничку о Пуанкаре на другом нашем сайте:
Пуанкаре о духовной эпохе и духовной науке (1910)