Красота как мера целесообразности, счастье как мера духовности
Красота как мера целесообразности" - эта формула принадлежит И.А.Ефремову и
знакома нам из его великолепных научно-фантастических произведений. И.А.Ефремов
стоял на позициях, близких теории эволюции Дарвина, в рамках которой выживают
наиболее приспособленные виды. Иначе говоря, Красота в некотором смысле и
подразумевает лучшую приспособленность, и тогда можно говорить о красоте Природы.
Но я, видимо, первоначально невнимательно прочитал роман Ефремова и понял
формулу не вполне верно. Это второе, "неправильное" понимание означало,
что всё, что Красотой не обладает, целесообразным в конечном счёте не
является и будет постепенно отмирать. А в единстве этих двух противоположных
пониманий виден глубокий смысл.
Пример: идейка руководства СССР о превращении промышленности и науки в основном
в сырьедобывающее, а страны следовательно в сырьевой придаток, не обладала
красотой и в малейшей степени. Кроме того, она противоречила мировоззрению и науке,
и поэтому её осуществление было не только нецелесообразно, но и погубило в конечном счёте страну, приведя к свержению общественного строя.
Формула "Счастье как мера духовности" принадлежит автору этого сайта. В романе
Ефремова "Час быка" большое значение придаётся Академии горя и радости.
Но категория счастье связана с духовным миром значительно глубже.
Счастье здесь не рассмариваеся как единственная мера. Тем не менее, чем
дальше мы постигаем духовный мир, тем больше знаний об окружающем нас мире в целом получаем.
В качестве намёка, я приведу слова, принадлежащие Игорю Талькову:
"Признанье - самый верный путь
К далёкой истине
И к тайнам счастья, коих суть
Не отыскать в вине.
Признанье всё способно дать:
И радость, и полёт,
Но только важно отыскать
Призвание своё." -
Понимание этого положения достаточно сложно, но, говоря упрощённо, духовный
человек живёт в гармонии с окружабщим миром, а отсюда выше и уровни счастья.
Слова из песни Талькова приведены не случайно, в них глубокий смысл и намёк
на понимание смысла этой идеи.
Если говорить об обществе, чем выше духовность отдельных людей и общества в
целом, тем соответственно и счастье поднимается на более высокий уровень.
В романе Ефремова "Час быка" подобные вопросы поднимаются в контексте академии
горя и радости. По Ефремову, существует предел человеческих страданий, при
превышении которого резко возрастает риск скатывания в инферно, загрязняется
ноосфера, и возвращение к справедливому обществу чрезвычайно затруднено,
если не сказать невозможно.
И.А. Ефремов о Красоте ("Лезвие бритвы")
" Красивость — это то, что представляется красотой для людей обычных,
с неразвитым вкусом, а красота… Это… это отношение художника к жизни. Если оно
светлое, с верой в счастье, с близостью к народу, к жизни, глубоко проникает в
жизнь, то тогда получается красота."
"Если упростить определение, которое на самом деле гораздо сложнее,
как и вообще все в мире, то надо сказать прежде всего, что красота существует
как объективная реальность, а не создается в мыслях и чувствах человека.
...красота — это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического
соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве,
во всякой вещи, всяком организме. А восприятие красоты нельзя никак иначе
себе представить, как инстинктивное.
Иначе говоря, закрепившееся в подсознательной памяти человека благодаря
миллиардам поколений с их бессознательным опытом и тысячам поколений — с опытом
осознаваемым. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание — это
целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного
отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее
правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая
закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне
привлекательная, как статуя."
"...красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та
самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую
видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого
слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем то крайне
тонким — лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко
так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти не видимому из за
чрезвычайной остроты. Но это уже другой вопрос. Главное, что я хотел сказать,
это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами как
безусловная красота.
Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность,
воспринимаемая нами как безусловная красота. Воспринимаемая каждым,
без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому
подобных условных делений людей. Есть и другая красота — это уже личные
вкусы каждого. Мне кажется, что вы, художники, больше всего надеетесь
именно на эту красоту второго рода, пытаясь выдавать ее, вольно или невольно,
за ту подлинную красоту, которая, собственно, и должна быть целью настоящего
художника.
Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут
подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно является
собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества после того,
как оно накормлено, одето и вылечено… даже, и наравне с этими первыми
задачами! Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа".
Тот, кто владеет ею, становится классиком, гением или как там еще зовут
подобных людей. Он близок и понятен всем и каждому, он действительно является
собирателем красоты, исполняя самую великую задачу человечества после того,
как оно накормлено, одето и вылечено… даже, и наравне с этими первыми задачами!
Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа".
"Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив?
Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие
губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ,
отличной жизнедеятельности. Красива прямая осанка, распрямленные плечи,
внимательный взгляд, высокая посадка головы — мы называем ее гордой. Это
признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном
действии или тренировке тела — алертности, как сказали бы физиологи.
Недаром актеров, особенно киноактрис, танцовщиц, манекенщиц, — всех, для кого
важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или
сидеть в алертной, мы в просторечии скажем — подтянутой позе. Недаром военные
выгодно отличаются от нас, штатских, неспортсменов, своей подтянутостью,
быстротой движений. Скажу больше. Обращали ли вы внимание, в каких позах
животные — собаки, лошади, кошки — становятся особенно красивы? В моменты
высшей алертности, когда животное высоко приподнимается на передних ногах,
настораживает уши, напрягает мускулы.
Почему? Потому, что в такие моменты наиболее резко выступают признаки активной
энергии тела! Неспроста древние греки считали удачными изображения своих
богов лишь в том случае, если ваятелю удавался энтазис — то серьезное,
внимательное, напряженное выражение — основной признак божества. Вспомните
великолепную голову Афины Лемнии — в ней алертность или энтазис может служить
образцом для всех остальных скульптур."
"Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями жизни, в живом теле
человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым
выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для
борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково
биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком
состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни."
О законе стрелы Аримана как противоположной стороне в ходе эволюции
"— Так мы условно называем тенденцию плохо устроенного общества с морально
тяжелой ноосферой умножать зло и горе. Каждое действие, хотя бы внешне
гуманное, оборачивается бедствием для отдельных людей, целых групп и всего
человечества. Идея, провозглашающая добро, имеет тенденцию по мере исполнения
нести с собой все больше плохого, становиться вредоносной. Общество низшего,
капиталистического типа не может обойтись без лжи. Целенаправленная ложь
тоже создает своих демонов, искажая все: прошлое, вернее представление о нем,
настоящее — в действиях и будущее — в результатах этих действий.
Ложь — главное бедствие, разъедающее человечность, честные устремления и
светлые мечты."
Ариман, или Ахриман, Ангра-Майнью, Ahriya mainyus, anhro-mainyus («злой дух»),
и Ормузд — имена богов, например, в манихействе, философском учении перса Мани.
Они олицетворяют борьбу светлого и темного.
Ариман не обладает самостоятельной творческой силой, как его
противник, добрый бог Ормузд (Ахура Мазда), однако в любое
творение Ормузда он может заронить зерно зла. Он источник смерти, болезней,
злых сил природы, мрака, неурожая, он создаёт змей, драконов, ядовитые растения.
Всё это отражается и в зороастрийском учении о четырёх циклах по 3000 лет
каждый, всего 12000 лет. Заканчивается борьба поражением Ахримана, очищением
от скверны и наступлением новой эры света.
И.А.Ефремов в одном из интервью сказал:
«...Негативный опыт человечества несравнимо сильнее, ярче и глубже
позитивного, иными словами, зло и злодеяние всегда доступнее для человеческого
понимания, именно в силу тысячелетнего накопленного, инфернального, как
говорится в «Часе Быка», опыта. Поэтому мрачные картины, всякого рода чудовища,
садистские проявления — все это, увы, воспринимается сильнее и ярче, чем
картины прекрасного будущего, добрых человеческих отношений и так далее.
Я назвал бы это темными струнами человеческой души, которые всегда легче
затронуть, чем светлые струны.»
Ефремов об интеллектуальном, духовном и физическом развитии
«Убери из указанной тройки духовность - и человек превращается в холодную,
бездушную машину, способную уничтожить весь мир вокруг, теряющую чувства.
Развитие фашизма в данном случае, неизбежно, и ведёт к очередному тупику -
бесконечным войнам внутри общества за привилегии якобы превосходящих рас или
социальных слоев. Возникает угроза развития ложной рациональности в подходах
к решению серьёзных демографических и социальных проблем (самый ужасающий
пример, думаю, всем знаком: деление людей по расовому и национальному
признаку). Если же отвергнуть интеллект - земляне утратят способность
защитить себя в условиях реальной жизни: любые стихийные бедствия грозят
превратиться сначала в волну, откидывающее человечество назад в историческом
материальном развитии, а затем вал природных катастроф сотрет человечество с
лица Земли.»
Духовность И.А. Ефремов понимал в том, что состоягие высшей радости, даже
счастья человека достижимо только в творчестве, труде ради счасья окружающих
людей, общества, творении Красоты... Разумеется, в сочетан с самосовершенствованием,
развитием человеческой личности, индивидуальности, чувства ответственности.
И конечно, здесь взаимозависиость и взаимосвязь интеллектуального, духовного,
физического.
Вот, например, слова И.А.Ефремова из «Сердца Змеи»: «Человечество не
может покорить космос, пока не достигнет высшей жизни, без войн с высокой
ответственностью каждого человека за всех своих собратьев!».
«Наука будущего должна стать не верой, а моралью общества... Жажда знаний
должна заменить жажду поклонения...
|
|
|